Первым «Черным тюльпаном» был… челябинский самолет


  Печально известный борт, доставлявший в восьмидесятые годы из Афганистана груз-200, оказывается, имеет непосредственное отношение к нашему аэропорту. «Вечерка» нашла пилота, который выполнил на том воздушном судне 71 рейс . О «Черном тюльпане», доставлявшем из ДРА тела погибших солдат и офицеров, сейчас знают все. Благодаря афганской песне Александра Розенбаума даже у тех, кто не был ни в оазисах Джелалабада, ни в Шинданде, Кандагаре и Баграме, есть представление о том, как везли «на родину героев, которым в двадцать лет могилы роют». А сейчас выяснилось, что первым самолетом, начавшим доставлять груз-200 в Советский Союз, был Ил-18, «приписанный» к аэропорту нашего города.

  Вторым пилотом этого воздушного пассажирского судна тогда был челябинец Вячеслав Шведов. Именно от него мы и узнали историю нашего самолета.

  - С 1975 года я работал в Челябинском объединенном авиаотряде, - рассказывает Вячеслав Иванович. - Летал на пассажирском Ил-18. В январе 1980 года экипаж моего самолета направили в Ташкент. Зачем, мы уже догадывались. Дело в том, что до этого один наш пассажирский самолет переоборудовали в санитарный борт, убрав из него все кресла и организовав две операционные, и отправили 31 декабря с другим экипажем в Ташкент. Обстановка в Афганистане тогда была уже неспокойная, и объяснять нам, куда полетим, нужды не имелось.

  Утром 17 января 1980 года второй пилот Вячеслав Шведов и его экипаж - командир воздушного судна Юрий Слободсков, штурман Анатолий Ключников, бортмеханик-техник Вячеслав Королев и техник Кукарека вылетели из Ташкента на том самом переоборудованном челябинском Ил-18 в первый рейс. (Вместе с ними с тех пор всегда на борту находились три медика - хирург и медбратья.) Долетели до Какайды - советской военной базы под Термезом, где часть военнослужащих, которых везли на борту из Ташкента, высадили, часть других ребят, уже подготовленных, наоборот, забрали и полетели в Афганистан.

  - Баграм, Кабул, Кандагар, Шинданд - эти аэропорты были заняты нашими войсками, поэтому садились только там, - вспоминает Вячеслав Иванович. - Самый первый полет в Афганистан запомнился сложными условиями. Аэропорты все горные, залетаешь в них, как в чашу, но днем все проходило более-менее нормально. А вот в Шинданде садились ночью. Честно скажу, жутковато было. Но, когда полетели обратно в Союз, жутко было от другого…

  В Афганистан на нашем самолете отвозили солдат и необходимые припасы. А вот из ДРА - раненых (прямо на борту им делали операции, спасая жизни) и убитых.

  - Такие самолеты, как наш, называли "Черными тюльпанами", - продолжает челябинец. - Когда я в первый раз увидел, как погибших мальчишек или то, что от них осталось, кладут в цинковые гробы, которые затем обивают деревянными досками, не смог находиться рядом - ушел… И песню про "Черный тюльпан" поэтому не могу слушать… И в Ташкент, и в Алма-Ату, и в Москву мы возили груз-200…

  Справедливости ради надо отметить, что вообще-то "Черным тюльпаном" принято называть военно-транспортный самолет Ан-12. В отличие от Ила он мог приземляться на высокогорные грунтовые площадки. Еще "Черными тюльпанчиками" прозвали вертолеты. На борту воздушных судов рисовали черный тюльпан, но душманы все равно обстреливали и такие воздушные судна. Но в 1979 и 1980 годах, в начале афганской кампании, Ан-12 использовали только под грузовые перевозки. А вот первыми самолетами, которые переоборудовали под медсанчасть/морг, были два гражданских. Один - челябинский Ил-18, второй - такой же пассажирский, но из Караганды.

  - Какие опознавательные знаки были на вашем самолете? Рисовали ли на нем черный тюльпан?

  - У нас был обычный белый борт с надписью "Аэрофлот" - самолет же гражданский, пассажирский, - отвечает. - А военные самолеты, как вы знаете, зеленого цвета. Но и по нам стреляли. Помню, однажды в Кандагаре пришлось взлетать в полной темноте, без фар. Рядом с аэропортом пряталась банда душманов, которая всех обстреливала. По нам, к счастью, не попали.

  Вячеслав Шведов летал в районе боевых действий на челябинском Ил-18 месяц - с 17 января по 15 февраля. Когда после той командировки вернулся в Челябинск, его перевели командиром на Ту-134 (переучился на этот самолет еще до командировки в Афганистан) и оставили в родном аэропорту. А вот его старый экипаж еще отправлялся в Ташкент и оттуда в ДРА не раз. И еще четыре челябинских экипажа - Владимира Рожнова, Ильи Елина, Юрия Петрова и Федора Ломова - с такой же миссией на нашем "Черном тюльпане" летали.

  - Что стало потом с тем Ил-18? - переспрашивает Вячеслав Иванович. - После военного конфликта в Афганистане его снова вернули в Челябинский аэропорт, опять переоборудовали в пассажирский самолет, установив кресла. И летавшие на нем пассажиры, конечно, не догадывались о том, кого он раньше возил. Затем самолет, как и все Ил-18, списали.

  Вообще-то "Черным тюльпаном" принято называть военно-транспортный самолет Ан-12. Но в 1979 и 1980 годах, в начале афганской кампании, Ан-12 использовали только под грузовые перевозки. А первыми самолетами, которые переоборудовали под медсанчасть/морг, были два гражданских. Один - челябинский Ил-18 с надписью "Аэрофлот", второй - из Караганды.


По материалам газеты "Вечерний Челябинск"





Все права на материалы, используемые на сайте принадлежат их авторам. Перепечатка материалов в любом виде - только с письменного разрешения. Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном указании адреса ресурса - источника. Наш адрес: http://24gtp.ru

©
www.24gtp.ru


наверх