Судьба. Стоящий мужик


Он летал в небе Заполярья, участвовал в кавалерийских баталиях, воевал танкистом в Афганистане

  В Воронежской городской организации Российского союза ветеранов Афганистана мне предложили написать о Евгении Анисимове. «Стоящий мужик, офицер, прошел Афган. И вообще, интересная у него судьба, богатая биография. Евгению есть, что рассказать».

  Вскоре я встретился с Анисимовым у него дома. В хозяине квартиры сразу же угадывалась военная выправка. За чашкой кофе Евгений Иванович поведал о своей жизни, которая соткана, словно полотно, из маленьких и больших событий страны.

Все выше и выше…

  После службы в ракетных войсках мечта о небе позвала Евгения в Кирсановское авиационно-техническое училище. После окончания учебы получил направление в Тикси, управление полярной авиации.  А там, как известно, двенадцать месяцев зима, а остальное лето. Поначалу пришлось обслуживать знаменитый Ли-2 ("Дуглас"). На этом историческом экспонате летал техником на дрейфующие льды Ледовитого океана, доставлял грузы для  научных обсерваторий "СП-18", "СП-19". Посчастливилось трудиться бок о бок с опытными пилотами, настоящими асами летного дела.

  Вернувшись в родное Кирсановское училище, после пяти лет работы на Крайнем Севере, вручили Анисимову лейтенантские погоны и назначили командиром роты курсантов. И началась для него настоящая воинская служба, которая вскоре привела Евгения в Воронежскую область, город Борисоглебск. В авиационном училище имени В.Чкалова готовил будущих офицеров обслуживать современные сверхзвуковые самолеты. И вновь приказ, и новое место службы. Теперь уже город Бутурлиновка. Приехали, можно сказать, на пустое место. Жить было негде. Вместе с другом отправились искать место для жилья.

  - Друг пошел по одной улице, а я по другой, - тепло вспоминает Евгений Иванович. – И выбрал дом, где встретился с девушкой-красавицей Галочкой, Галиной Николаевной, моей будущей женой.

  Шло время. И однажды выпало старшему лейтенанту Анисимову побывать в Москве и встретить друга Андрея Жукова, который проходил службу в кавалерийском полку.

  - Переводись к нам, - предложил Андрей. - Понимаю, непросто будет тебе проститься с небом. Но ты, я знаю, с детства к лошадям не равнодушен. Подход к ним знаешь. Их характер, повадки. К тому же есть у полка замечательная особенность: наши кавалеристы не только военную форму носят, их приглашают на киносъемках участвовать.

  Любовь к лошадям у Анисимова действительно была в крови. Его прадеды вышли из казаков. А в поселке Сурское Ульяновской области, где жил Евгений, в конюшнях конезавода он проводил все свое свободное время. Помогал старшим ухаживать за животными, выезжал в ночное.

  Однако сменить авиацию на другой род войск,  штурмовать земные высоты оказалось не так-то просто. Год ходили документы Анисимова по разным кабинетам. Отцы-командиры, в конце концов, сжалились над настырным старшим лейтенантом и дали "добро" на перевод. Семья Анисимовых переехала на новое место службы Евгения Ивановича в поселок Калининец, неподалеку от подмосковного Голицына, где располагался 11-й отдельный кавалерийский полк. Назначили Евгения командиром взвода, познакомили с "боевой техникой" - конем.

 "По коням!"

  - Первым фильмом, где мне пришлось участвовать со своим взводом, был "Красный дипкурьер". В главных ролях снимались Игорь Старыгин, Михаил Матвеев, - рассказывает Евгений Иванович. - Потом была "Гадюка", а в Хакасии у Андрея Ростоцкого отработали в приключенческом фильме "Конец императора тайги". Добирались до Абакана по железной дороге восемь дней. Быстрее не могли. Чтобы у лошадей ноги не затекли, приходилось через три-четыре дня останавливать эшелон, выводить животных на прогулку. Кинокартина воспроизводит одну из малоизвестных страниц биографии Аркадия Голикова (будущего писателя Аркадия Гайдара) времен Гражданской войны. Работа была интересной и напряженной. До обеда играем красных, а после переодеваемся в белых. Предводителя банды играл Иван Краско. Вместе с ним участвовал в фильме Георгий Юматов.

  Командир полка полковник Михаил Борило, которого за глаза солдаты называли Батей, по-отцовски берег служивых, чтобы во время съемок руки-ноги не переломали. Поэтому требовал от них строгого соблюдения кавалерийского устава. К лошадям же и вовсе отношение в полку было особое. Неписанные правила: "техника любит смазку, а лошадь ласку", "чай пей сам, а кусочком сахара коня угости" выполнялись неукоснительно.

  Своего Ганглия Евгений полюбил с первого дня: сам мыл, чистил, выгуливал его. "Умный конь был, - вспоминает он.- Понимал с полуслова. Работать с ним на сценической площадке было одно удовольствие".

  К предстоящим съемкам готовились обстоятельно. Офицеры полка всегда читали сценарии фильмов, а потом давали четкие задания солдатам - кто, где должен стоять, куда скакать, бежать или стрелять. Без "творческих" отступлений, чтобы не запороть кадр. Коней также готовили заблаговременно. Ни Ганглий, ни Абрек - подопечные кони Евгения Анисимова - травм во время его службы не получали. Хозяин объясняет это и осторожностью самих животных. Они, как и люди, даже во время самой опасной трюковой ситуации умели сгруппироваться.

Командировка на войну

  В октябре 1983 года пришла в полк разнарядка: необходимо заменить офицера в Афганистане. Вызвали в штаб майора Анисимова и предложили послужить в далекой исламской стране, о которой он толком ничего не знал. Приказ есть приказ и, оставив в Подмосковье жену с маленьким сыном, отправился Анисимов на непонятную войну. После холодного Ташкента Кабул встретил жарой. С шинелями пришлось надолго распрощаться. Вновь прибывшее пополнение переодели в облегченное полевое обмундирование. После недели в "отстойнике" Евгений получил предписание убыть в 24-й гвардейский танковый полк заместителем начальника штаба. Часть дислоцировалась в Шинданте. И началась служба, не похожая на ту, которая была до этого. Здесь все было по-настоящему, не как в кино. В Афгане майор Анисимов познал суровую правду войны, на которой убивали тоже по настоящему. Вот только чаще всего подло из-за угла, в спину. Опасность подстерегала на каждом шагу. Приходилось быть в постоянной готовности к ответным действиям. По ночам, во время сна, не расставались оружием.

  Танковому полку "нарезали" 250-километровый участок дороги, которая пересекала весь Афганистан и выходила на Кушку. Четыре сторожевых заставы охраняли стратегически важную магистраль, по которой шел поток грузов из Советского Союза.

  - Ко всему можно было привыкнуть, - говорит Евгений. - И мы стойко переносили все невзгоды, бытовые трудности, но к одному невозможно было привыкнуть - когда гибли товарищи по оружию.

  8 марта 1985 года вместе с командиром полка Анатолием Радечкиным Евгений выехал с проверкой на одну из сторожевых застав. Расположились на броне бронетранспортера. Поехали, опасаясь мин, по бровке дороги. Не доезжая нескольких километров до заставы, под днищем БТРа рвануло. Анисимова отбросило в сторону, и он отделался легкой контузией, а вот на раненого командира полка опрокинулась многотонная махина. Прощались с командиром со всеми воинскими почестями. Берег он солдат, а вот сам не уберегся.

  Судьба благосклонно отнеслась к майору Анисимову. Вернулся он домой в октябре 1985 года с орденом Красной Звезды на груди и с поседевшими висками.

Без страховки

  По-новому пришлось выстраивать мирную жизнь. Служил он в Наро-Фоминском военкомате. Когда пришло время уйти в запас, решили они с женой переехать поближе к Галиным родственникам в Воронеж. Долго не удавалось поменяться квартирами из-за "военных" нестыковок. В конце концов, командование военного округа пошло им навстречу.

  В областном центре Евгений Иванович устроился охранником на одном из предприятий. Жена - Галина Николаевна - несмотря на то, что на пенсии, тоже работает. Суровая правда жизни заставляет.

  На здоровье Евгений Иванович жаловаться не привык, хотя болячки, заработанные на Крайнем Севере, в Афгане дают о себе знать.

  - Подзаряжаюсь от молодежи, - улыбаясь, говорит он. - Стараюсь не отставать от жизни. Активно участвую в мероприятиях  городского Союза ветеранов Афганистана. Радуюсь, когда приглашают в школы,  воинские части. Иду, чтобы рассказать о том, что прожито и пережито.

  Так сложилось, что сегодня в непростой ситуации Анисимову приходится не замечать возраст, не поддаваться хандре. И каждый день решать проблемы, которые, словно камнепад, могут стащить вниз. Военная закваска, мужской характер, воля помогают выдержать жизненные испытания.

  Случается, что во сне Анисимов видит себя на киноплощадке. Он, как много лет назад, в молодости, по команде: "По коням!", легко взлетает в седло любимого коня Абрека и вместе с ним без страховки преодолевает очередную высоту.







Все права на материалы, используемые на сайте принадлежат их авторам. Перепечатка материалов в любом виде - только с письменного разрешения. Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном указании адреса ресурса - источника. Наш адрес: http://24gtp.ru

©
www.24gtp.ru


наверх